Funki Porcini
Музыка Фанки Порчини -
продукт эклектической и
насыщенной путешествиями жизни. Фанки,
он же Джеймс Брэдлл, покинул Англию
когда ему было 19, чтобы сбежать, как он
сам выражается, от "депрессии и
снобизма". Он покинул Англию,
совершенно не представляя себе свою
музыкальную карьеру. Очутившись в Лос-Анджелесе,
Джеймс моментально растратил на ерунду
все свои деньги - 300 долларов. Но вскоре
Джеймс Брэдлл обосновался в Сан-Франциско,
нашел средства и купил себе саксофон,
связался с группой Snakefinger, которая была в
то время лидером уникальной, полностью
экспериментальной индустриальной сцены
в США. Вернувшись через несколько лет в
Англию и поработав там в
экспериментальных проектах, Порчини,
тогда еще Джеймс Брэдлл вновь покидает
ее и отправляется в Германию, затем
обосновывается на 10 лет в Италии. В
Европе Брэдлл работает с такими
экспериментальными авангардными
проектами как Fatrix, SPK, Monte Cazaza & Mark Pauline (Survival
Research Laboratories).
Вместе с тем Брэдлл говорит сейчас: "Я
люблю джаз за то, как он захватывает тебя.
Я нахожусь в джазе всю свою жизнь. Это
была первая музыка, которая поразила
меня, когда я был еще ребенком, я помню,
что джаз любил мой отец. Я даже думаю, что
именно благодаря моему отцу я стал в
детстве слушать джаз. Я помню как слушал
джаз, когда мне было 7 лет и как меня
поразила эта музыка. Это был квартет
Дюка Элиннгтона, запись ранних 60-х.
Впервые я приобрел саксофон, когда мне
было 19, но, правда, в молодости я
занимался тяжелой индустриальной
музыкой с группами The Residents, Snakefinger, с
австралийской группой SPK. С музыкантами
из группы Surgical Penis Klinic я какое-то время
жил в одной квартире в Нью-Йорке. Это
было сумасшествие. На сцене они отрубали
свинье голову".
Устав от "серой музыки и серых городов",
Джеймс Брэдлл уже в Италии начинает в 1992
вместе с другим бывшим индустриальным
музыкантом проекты Purr и 9Lazy9. Второй
проект - 9Lazy9 - можно считать успешнейшим,
то, что они сделали в нем теперь
считается безусловными стандартами Jazzy
Funk, Jazzy Hiphop. 9Lazy9 выступали в самых
невероятных местах - от капучино-баров в
Италии до рыбацких лодок в Юго-Восточной
Азии и металлоремонтных мастерских в
Польше Однако примечательно, что
последние два года Брэдлл уже не
афиширует свое участие в проекте 9Lazy9 - а
он был половиной его - и совершенно не
вспоминает о нем в своих интервью.
После 9Lazy9 Брэдлл становится Порчини
и требует всюду, чтобы его только так и
называли - Фанки Порчини. В этом качестве
он становится создателем собственного
уникального стиля - Perv Beat, Sex Hop. Но
музыкальная критика определяет его жанр
обобщенным понятием - "Абстрактный
джаз" и исполняет он его вместе с
группой живых музыкантов.
Когда Порчини выпустил свой первый
сингл ("Poseathon"/"It's a Long Road") на Ninja
Tune в феврале 95 пресса сразу разразилась
восторженными откликами вроде "первая
классика чиллаута", "смесь сладкого
секса с притупленной массой фанка",
"не столько трип-хоп сколько
мечтательный, сонный дрифт-хоп". Но
для большего разогрева аудитории в Ninja
Tune решили несколько задержать выпуск
второго сингла "Dubble".
Вместе со своей группой перв-бит
музыкантов, Порчини занимается стилем,
который трудно определить. Джаз ли это?
Трип-хоп? Какие-то игры с джанглом, как мы
услышим позже?
Шизоидно-сумасшедная музыка 36-летнего
продюсера из Лондона Джеймса Брэдлла -
Фанки Порчини - это джазовый, даббовый
хипхоп, хотя второй альбом Love, Pussycats and
Carwrecks далек от средних представлений о
джазовом хип-хопе и даже от того, с чего
начинал сам Фанки в 1995 на своем дебютном
альбоме Hed Phone Sex. Скорее всего, это
электронно-акустический синтез в
свободных формах, с дозами инструментов,
которые как бы воюют между собой, в то
время как биты и брейки взрываются как
орудия чтобы моментально исчезнуть
вновь. Это также может быть подкуренный
джаз, исполняемый в реальном времени и
способный внезапно смешаться со
скрэтчем и нойзом, где биты наслаиваются,
сбиваются, путают друг друга. В общем,
это сумасшедший, странный мир. Скорее
джаз, нежели хип-хоп, но с полной
авторской свободой и полным отрицанием
каких-либо правил.
В ряде трэков можно слышать завывающий
саксофон, на котором играет сам Фанки, и
ритмику в стиле drum'n'bass, вызывающие
джазовое сумасшествие, переходящие в
космический взрыв. В других работах dub
reggae переходит фанк в духе соул, далее
биты начинают мутировать в больной
джангл а-ля Squarepusher. А где-то
индустриальные биты по линиям вроде Aphex
Twin становятся hip-hop, затем jazzy jungle, затем
funk,
а далее агрессивная партия труб
заканчивается звуком, с которого все
начиналось. Но есть и потрясающие
минималистические работы в эмбиент-стилистике,
например "I'm Such A Small Thing".
"Мне нравится идея внедрять хипхоп в
джаз нового типа", - говорит Фанки
Порчини в одном из интервью. "Я люблю
манипулировать битами, больше даже
делать разные штуковины с ними чем сами
биты, например готовить лупы,
выворачивать их наизнанку и все
наслаивать друг на друга. Когда
работаешь, то можно оказаться в
необычаных состояниях. Особенное
наслаждение я испытываю в те моменты,
когда включаешь в студии звук на полную,
и сам ревешь! Это вроде того, как мчишься
на мотоцикле, сидя позади того, кто рулит,
сидя на заднем сидении. Ты совершенно
ничего не контролируешь, но ты мчишься
со скоростью 100 миль в час ко всем чертям
и звук качается волнами где-то там в
стороне. Мне кажется, таково и мое
поведение в музыке."
"Я работал над вторым альбомом Love
Pussycats and Carwrecks около 6 месяцев в обычной
студии - ничего экстраординарного,
только ровно то, что нужно. Каждая машина
в студии была подвешена на центральный
компьютер. Я сидел за большой
электронной клавиатурой, играл, затем
записывал это в компьютер, далее работал
с этим. Я записал живые инструменты и
выбрал что-то из их партий. Когда я
работал, обычно был включен телевизор и
я выписывал из разных программ фразы,
которые выражали мое настроение и даже
что-то из музыки или звуков, например
звуки "динь-динь" или звуки лифта.
Однажды меня так тряхануло током, что я
чуть не погиб - меня ударили 240 вольт и я
не мог отключить напряжение. Когда
немного пришел в себя, включил телевизор,
а там рассказывали о грозе и как какую-то
женщину ударила молния. Так родилась
вешь "I'm Such A Small Thing." Это она
говорила в той телепрограмма, та женщина:
...I'm such a small thing and the sky is so big...."
Первый альбом Фанки Порчини сразу
утвердил этого музыканта как любителя
perv beat - извращенного, рваного,
искаженного бита и джазового саксофона.
В своем втором альбоме Порчини пошел в
джангловом направлении. "В первом
альбоме был сильный сексуальный элемент.
Медленные хипхоповые ритмы были очень
сексуальны. В первом альбоме было много
о любви, сентиментальности, поражениях.
Второй альбом аналогичный, но в нем есть
трэки, похожие на сумасшедшую езду. Я
бывал во многих автокатастрофах и мне
везло, я оставался жив. Причем
большинство из них случалось, когда я
ездил на мотоцикле, что я очень люблю.
Моя манера ездить здорово изменилась
особенно за те 10 лет, что я жил в Италии.
Это как игра, и я обнаружил, что чем
взрослее ты, тем более можно доверять
своим инстинктам. Бывают дни, когда
понимаешь, что что-то можешь делать, а в
другие дни понимаешь, что нет. Если
необращать внимание на это, могут быть
проблемы."
В трэках типа "Last Song" и "12 Points Off Your
Licence" звук, который может быть
воспринят какими-нибуть джанглистами
как надругательство над джанглом.
Мешанина разломанных битов в "Carwreck"
нарушается только вопросами и ответами:
"Everything all right? No everything's all wrong." Можно
слышать внезапные смены счета с 4/4 на 5/4.
Изменения повсюду и нет никаких правил.
"И я не хочу чтобы меня считали
джанглистом", говорит Порчини.
Для Порчини сделали ремиксы "Carwreck"
Luke Vibert (Wagon Christ) и Tom Jenkinson (Squarepusher).
"Я не очень хороший DJ, но играю много",
- говорит о себе Фанки Порчини. "Я
участвую во всех летних фестивалях в
Европе. Но пора заканчивать - это слишком
утомительно. Ты, например, работаешь над
чем-то в студии, а тут надо идти ди-джеить
и это лишнее. Я бы предпочел заниматься
только студийной работой". Порчини
действительно много ди-джеит. Он -
участник Ninja Crew, продюсерско-миксерско-ди-джейской
команды лэйбла Ninja Tune, много
разъезжающей по миру с живыми
выступлениями. До недавних пор Ninja Crew
проводила постоянные вечеринки Stealth в
одном из британских клубов и Фанки
Порчини считался на них одним из самых
активных. Стоит отметить, что успех этой
команды Ninja Crew в том, что ее основные
фигуры - дуэт Coldcut создали собственную
интерактивную компьютерную программу,
которая позволяет команде из 3-5
продюсеров и миксеров создавать музыку
в реальном времени, например, на
танцполах. Под ди-джеингом Ninja Crew и, в том
числе, Фанки Порчини надо понимать
именно такое продюсирование, то есть
производство музыки в реальном времени
и в реальной, не студийной обстановке.
Фанки Порчини занимается еще и
ремикшированием. "Сейчас, например,
прослушиваю материал Neneh Cherry, потому что
меня попросили сделать для нее ремиксы
на ее новые песни. Пока я не сделал для
нее ничего, но еще попытаюсь". Очень
известен ремикс Фанки Порчини для Майка
Флауэрса.
"Я считаю, что техно - очень скучная
музыка, этот счет 4/4 сам по себе скучный",
- говорит Фанки Порчини. "Наилучшая
танцевальная музыка - это джаз или
хипхоп. Все остальное это те же 4/4. Хипхоп
произошел из джаза, а джаз есть
натуральная танцевальная музыка. А то,
чем я занимаюсь, предполагает даже
больший простор"
|
|