E-Club: История развития танцевальной электронной культуры

главная страница / клубная жизнь / о проекте

перейти в форум

<<< назад

История развития танцевальной
электронной культуры

60-е годы:

От электронной музыки к электронному року.
Двадцатое столетие относится к эре "новой музыки". В 50-е годы Карл-Хайнц Штокгаузен концентрируется на теории и практике "электронной музыки". Посредством изобретений сначала электро-пиано (1958), а потом и аналогового синтезатора "Moog" (1965), запущенного начиная с 1965 года в серийное производство, начинается вторжение современной электронной музыки в поп-музыку. Уходящие 60-е приносят программируемые альбомы электро-пианиста Walter Carlos ("Switched on Bach" / "The Well-Tempered Synthesizer"), а также первые песни арт-рок-групп как Pink Floyd, Emerson, Lake&Palmer. Фундамент техно-музыки заложен.

70-е годы:

Kraftwerk.
Kraftwerk удалось создать настоящую полностью синтетическую поп-музыку. Если The Beatles со своим "Stg. Pepper's Lonely Hearts Club Band" (1967), или George Harrison со своим "Electronic Sound" (1968), или Brian Wilson из Beach Boy со своим "Smile" (1966) производили более или менее электронный и эксцентричный поп, по Ralf Hutter&Co нашли отражение своих электронных идей в драм-машине, синтезаторах и вокодере, делая экстремальный поп-продукт. После выхода "Autobahn" (1974) и "Die Mensch-maschine" (1978) мы наблюдаем появление поп-классиков синтезатора, к которым берлинцы "Tangerine Dream" и новые электронщики Edgar Frose и Klaus Schulze мало что могли добавить. Однако успех пришел опять к другим - к Jean-Michel Jarre и его электронному эпическому альбому "Oxygen" (1976).

Electro-wave.
Влияние Kraftwerk ощущается в поздние 70-е в музыке "новой волны". Идеи электронной музыки успешно развивают Human League, Ultravox, Cabaret Voltaire и другие английские артисты. Отсюда же: Devo (USA), Yellow Magic Orchestra (Япония).

Soul/Disco/Funk
На дискотеках 70-х играется соул и фанк - музыка американского происхождения. К пионерам полностью синтетической диско-музыки относятся Giorgio Moroder. В гей-клубах царит бум "Hi-Energy". Нью-Йоркские лэйблы, например "Salsoni", фокусируются на стиле "диско-госпел". Дорога к house проложена.

80-е годы:

Американская эра пред-хауса.
Ультрамодные звуки 70-х прошли мимо Восточного побережья и среднего запада США. В Нью-Йорке появляются первые клубные треки. Tony Humphries и David Morales становятся звездами ди-джейской сцены, а черный гей-клуб "Paradise Garage" - самым модным местом. В это же время в Чикаго Frankie Khuckles ди-джеит в андеграундном клубе "The Warehouse", Farley Keith основывает группу ди-джеев "Hot Mix 5". В Детройте Juan Atkins продюсирует под именем Cybotron первые электро-композиции.

Electro-boom.
В чарты начинают прорываться полуэлектронная или электронная музыка. Depeche Mode, Heaven 17 и обновленный состав Human League становятся, начиная с 1981 года, во главе Синти-попа. Новая немецкая волна производит электро-фурор выступлениями Der Plan, DAF и Trio ("Da da da"), за океаном более жесткий вариант представляют Skinny Puppy и Served Heads. Это движение достигло своего пика в 1984 году, когда в 1984 во Франкфурте открывается техно-клуб "Talla 2XLC".

Ambient.
В это время границы между электронной музыкой и андеграундом стирает бывший участник "Roxy Music" Brian Eno, пишущий напряженную "музыку шума", которую принято называть "акустическая музыка звукового окружения" (ambient). В 1979 году выходит "Music For Airport" и др. классические альбомы ambient. Переносимся в 88-й год.


85-й год:

New-York House.
За два года до своего закрытия (осень 1987), клуб "Paradise Garage" (топовый DJ Larry Levan) становится центром и основателем так называемой "4 to the floor" музыки - "garage house", Diva становится Adeva, на базе которой такие DJ/продюсеры, как David Morales, Robert Civilles, David Cole, Musto&Bones и Todd Terry разрабатывают uptempo-вариант - New-York Club House.

Chicago (deep) house.
Лэйблы "Trax" и "DJ International" занимаются с 1984 по 1985 г. клубной музыкой, которая комбинирует соул-музыку с синтетическими басовыми линиями и компьютерными звуками.

EBM.
Это понятие обозначает electronic body music, которое ввели в обращение бельгийцы Front 242 на обложке своего дебютного макси-сингла 1984 году. С этого времени это понятие применяют для обозначения жесткой редуцированной электронной танцевальной музыки (такие группы, как The Klinik, Nitzer Ebb, Vomito Negro). Более медленный вариант 1988 года - New Beat.

BRD-корни (1).
Новые технологии способствуют появлению новых специализаций артистов, например, - DJ/продюсер. В Берлине Westbam и компания открывают лэйбл "Low-Spirit" ("This is not a Boris Becker Song", "Monkey Say, Monkey Do"), во Франкфурте Мюнциг/Анцилотти (в последующем основатели Snap) вместе с Sven Vath продюсируют хит "Electrica Salsa".

87-й год:

Detroit Techno I.
Вдохновившись книгой Алвина Таффлера "Третья волна", пропагандировавшей новых "техно-бунтарей" в 1985 году, некто Хуан Аткинс выпускает экспериментальный хаус-трек "No UFOs" на своем лэйбле "Metroplex". Возврат к саунду Kraftwerk и аналоговому синтезатору воодушевляет также Кевина Саундерсона и Деррика Мэя - детройтское техно получило свое рождение.

Chicago Acid House.
В это же время из Чикаго приходит еще один вариант хаус-музыки, которому характерно использование драм-машин Rolland 808 и басовой линии Rolland 303. Примеры Phuture - "Phuture Trax", Sleazy D. - "I've lost Control", Maurice - "This is Acid". Многозначный термин acid придумали основатели лэйбла "Trax" Larry Sherman и лэйбла "DJ International" Rocky Janes.

Euro-dj-pop.
Все время упрощающаяся сэмплинг-технология и отчетливый хаус-бум вдохновляют молодых DJ-продюсеров на создание танцевального кроссоверного клубного стиля, который ловко лавирует между андеграундом и хит-парадами. В 1987 году дали старт M.A.R.S.S. со своей сэмпл-оргией "Pump Up The Volume" далее S-Express, Bomb the Bass, Coldcut.


88-й год:

Bleeps&clonks.
Британский вариант детройтского техно - трэк "LFO", выпущенный на влиятельном лэйбле Warp. Кроме этого - "Tricky Disco" (Tricky Disco), "Dextrous" ("Nightmares On Wax").

Благородный Acid.
Хаус-музыка переживает настоящий бум. В 1989 году в Англию переезжают Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Саундерсон, чтобы заняться производством ремиксов. По их влиянием проекты 808 State и A Guy Called Gerald развивают в Манчестере часто цитируемый экспериментальный хаус-стиль. Легендарный пример - "Pacific", 808 State.

UK acid house.
В 1988 году acid house перебирается в Англию. В мгновенье ока возникает так называемая "Smiley Culture" - для нее характерна яркая, вызывающая мода, спонтанные рэйвы, Extasy и безумные хаус-мутации. Триумфом стала "Do it yourself", появляются инди-лэйблы, все миксуется и ремиксуется. Гимном движения стала композиция D-Mob "We call it Aciiieeed".

House-boom BRD.
И здесь царствует хаус. В то время как в Берлине Westbam, DJ Dick, Tanith, Kid Paul, Dr. Motte, клуб и лэйбл "Tresor" заботится о создании своей сцены, во Франкфурте появляются клуб "Omen" и лэйбл "Eye Q". Центральная фигура обоих проектов - Sven Vath.

90-е годы:

Глобальная хаус-нация US-хаус + UK-хаус + Euro pop + Euro-electo = глобальный хаус.
Ближе к концу 1990 года сливаются американские танцевальные течения к одному большому направлению. Его основа хаус - впоследствии распадается на более мелкие виды, как, например, итало-хаус (Block Box "Ride on Time").

Detroit Techno II.
В то время как былые герои классической хаус-музыки почивали на заслуженных лаврах, новые артисты развивали саунд детройтского техно. Среди них Joye Beltram ("Energy Flash", "Mentasm"), Richie Hawtin (лэйбл "+8"), Jeff Mills из "Undergraund Resistance" и Blake Baxter (лэйбл "Hard Wax").

Tekkno pop (Proto Techno).
1991 - это год, в котором жесткие техно-звуки распространились по всему миру. Такие поп-варианты техно-саунда, как "Das Boot" (U96), "Anasthasia" (T99) и "James Brown is Dead" (L.A.Style), стали международными хитами.

UK-хаус/Disco-house.
Под влиянием таких тенденций, как Kinky Disco и Neo Disco, диско-элементы 70-х проникают в британскую хаус-музыку. Основателем считается лэйбл "Republic Records" и его хозяин Dave Lee (Joe Negro). Другие имена - Krush, Sharon Reed, Alison Lemerick, N-Joi, Bass-O-Matic.

Вторая волна Ambient.
Начиная с 1990 года в контексте техно появляется атмосферная поп-музыка, которая имеет дело со сферическими звуками, мягкими ритмами и шумами. Классики - The KLF - "Chill Out", The Orb - "Adventures Beyond the Ultraworld". Кроме того, Mixmaster Morris? Aphex Twin, FSOL, Underworld, "Fax Records" и т.д.

Gabber.
Жестче, быстрее, громче! Имеют ли записи BPM и сэмпл-атаки из Ротердама что-то общее с музыкой? Да, говорят Holy Noise? Sperminator или Termination Source из Ротердама и дают жара всяким "мягким трансам".

Breakbeat.
Начиная с 1992 года, прежде всего в Англии, возникает такой вариант техно, в котором сразу бросаются в глаза частые смены ритма, всепроникающие ритмы рагга и ускоренные или замедленные вокальные сэмплы. Хиты брейкбита - это The Prodigy ("Out of Space") и N-R-G ("I need your Coving"). Тон задают лэйблы "Shut Up and Dance", "Suburban Base" и "Labello Blanco". Влиятельнейший ди-джеи - LTJ Bukem, Foul Play и др.

К сожалению, это далеко не полная история развития танцевальной электронной культуры, поэтому со временем она будет дополнена.

Саша Улыбкин
журнал "DJ Культура" октябрь 2000

 

RLE Banner Network

| клубная жизнь | статьи | группы и исполнители | стили и направления |
| история граффити | граффити-галерея | советы мастеров |
| граффити-сленг  | музыкальный сленг | форум

Copyright (C) 2000-2005 by RM & JunGO!!